Василий Суриков

19 марта, в день памяти художника Василия Сурикова, невольно размышляешь об истоках его феномена. Кто вложил в его руку такой острый и беспощадный скальпель, благодаря которому нам открываются эпохальные срезы человеческих типов и характеров, гамма всевозможных эмоций в краткий момент одного события! Я нашла воспоминания живописца и многое стало понятным, даже мотивы создания монументальных кинополотен его правнуков: Андрона Кончаловского и Никиты Михалкова. Почему же творческим династиям России так важно всё, что с ней происходит? Независимо от повседневных трудностей, преследующих каждое новое поколение.

Из биографии Василия Сурикова


В ст. Верхнекундрюченской Ростовской области по сей день живут казаки Суриковы. Как рассказывал живописец своему биографу, Максимилиану Волошину, его предки отправились с Дона на завоевание Сибири. Примкнули к отрядам Ермака, которые после гибели атамана поднялись вверх по течению Енисея и основали вслед за Енисейском – Красноярские остроги (вольные казачьи поселения, укреплённые частоколом).
Впервые о казаках Суриковых упоминает летопись 1622 г., посвящённая истории возникновения города Красноярска. А после 1825 года род становится офицерским. Мать тоже была казачкой, из станицы Торгошинской Красноярской губернии. 24 января 1842 г. у Суриковых родился сын, которого назвали Василием. Среди нового быта казачьего дома запомнились мальчишке синие мундиры екатерининских времён. А позже вспоминал парады, как шли командирами отец и дядя.

«Рисовать я с самого детства начал»


Помимо природной одарённости судьбу мальчика определила и благожелательность покровителей. Первые уроки живописи он получил в училище красноярского уезда, где рисунок вёл выпускник московского художественного училища Николай Васильевич Гребнёв. Заметив способности ребёнка, преподаватель приучал его к работе на пленэре, рисованию с оригиналов гравюр. Ученическая акварель 1962 года «Плоты на Енисее» хранится сегодня в музее-усадьбе Суриковых.



По окончании уездного училища Суриков становится учеником 4-го класса красноярской гимназии, но оставляет её через 3 года. Семья слишком стеснена финансово, и старший сын устраивается писцом губернского управления. Ещё вспоминал, как подрабатывал – расписывал за 3 рубля пасхальные яйца. Любительское рисование настолько захватывает парня, что золотопромышленник Кузнецов и губернатор Замятин обращают внимание на талантливые акварели молодого чиновника, берут его под своё покровительство. После отправки рисунков в петербургскую Академию и получения разрешения на поступление за свой счёт ему помогают добраться до Санкт-Петербурга. «Кузнецов рыбу в Петербург посылал, - рассказывал мастер Волошину, - я с обозом и поехал».

Студенчество


После неудачного поступления и трёхмесячного обучения в школе, руководимой Обществом поощрения художников, Василию удаётся той же осенью 1869 года сдать экзамены в Академию художеств. В качестве вольнослушателя Суриков попадает к педагогу П.П. Чистякову, а меценат Кузнецов обеспечивает материальную сторону обучения. Сегодня в красноярском доме купца первой гильдии П.И. Кузнецова размещается областной художественный музей.
За пристрастие к композиции товарищи прозвали Сурикова Композитором. «Страшно я ракусы любил. Всегда старался дать всё в ракусах. Они очень большую красоту композиции придают», – делился впоследствии художник. Но это было не единственным его увлечением. В один год он осваивает трёхлетнюю программу курса и за успехи в рисунке как «первый ученик» переводится в натурный класс. Отныне он полноправный студент Академии художеств.
Год 1870-й ознаменован завершением первого значительного полотна «Вид памятника Петру I на Исаакиевской площади в Петербурге».


После посещения выставки работ Куинджи Суриков в том же году пишет второй вариант картины с более подчёркнутыми тенями от повозки и фонарей, тщательным световым оформлением солнечного диска, тонким акцентом на цепочке огней свечей в руках прихожан. Первую картину купил П.Н. Кузнецов, сегодня она хранится в Красноярском краевом музее, вторая – в Русском музее Санкт-Петербурга.

Илья Репин: «Суриков стал выдвигаться и готовился быть «конкурентом»


Знакомство молодых художников произойдёт позднее, а пока продолжается учёба, участие в студенческих конкурсах. Денежные премии за победу в них наряду со стипендией Кузнецова помогают Василию оставаться независимым. 1973-й год – 4 серебряные медали, 1974 – окончание научных курсов. Малую золотую медаль, полученную за «Милосердного самаритянина», благодарный стипендиат дарит Кузнецову. В 1975-м Сурикову достаётся большая золотая медаль за Апостола Павла перед судом Ирода Антипы. «Медаль-то мне присудили, а денег не дали», – вспоминал Василий Иванович.
В Академии были выявлены растраты, вследствие которых сорвалась заграничная стажировка перспективного выпускника. Вместо командировки он получает заказ на создание четырёх фресок в московском храме Христа Спасителя. Там в 1877 году Суриков знакомится с Репиным, вернувшимся в Россию по завершении своего академического пенсионерства. Илья Репин вспоминал, как они с первых же слов почувствовали себя родственниками и как он уговорил Сурикова позировать для портрета.

Самостоятельная жизнь и творчество


Гонорар за фрески позволяет Василию Сурикову сделать предложение своей петербургской невесте, Елизавете Шаре, о браке с которой он не сразу сообщает своей матери. В их родне было не принято жениться на француженках. По матери Елизавета Августовна приходилась внучкой декабристу Свистунову, благодаря чему дети и внуки Сурикова получали право причислять себя к российскому дворянству. Отцу невесты, Августу Шаре, принадлежало скромное предприятие – торговля бумагой. Тем не менее, именно женитьба освободила художника от материальных забот. Свадьбу отпраздновали 25 января 1878 года в Санкт-Петербурге. Со стороны жениха на венчании во Владимирской церкви присутствовали Чистяков и семья Петра Ивановича Кузнецова.

Первым воплощается замысел «Стрельцов» в 1881 году



И сразу же приходит видение картины «Меньшиков в Берёзове» во время жизни в Перерве с женой и дочерями. Нищенская избушка, низкий полоток, заперты дождём. И всё думалось о чьём-то заточении, действительно трагично-бесконечном. Уже в поездке за холстами в Москву осенило – Меньшиков!


Вся картина увиделась сразу, целиком, только место для княжны не сразу отыскалось.Писал её с дочери Ольги. Маску с бюста Меньшикова заказывал из клинского имения князя, чтобы вывести скульптуру лица. А характер позаимствовал у отставного учителя Невенгловского – встретил прохожего на Пречистенке, надоедал визитами, пока не получил согласия позировать. Так и сидел на этюдах угрюмый старый математик: в халате, небритый, с перстнем на руке. В образе Меньшиковой художник запечатлел свою жену.


В образах далёкого прошлого воплощались черты современников мастера. Но как ему удалось в портрете старшего брата Александра Ивановича Сурикова так точно передать взгляд своего правнука Никиты Сергеевича Михалкова, остаётся загадкой.

Комментариев нет: